Реакция Facebook на Euro 2016 по футболу: Города и стадионы

автор: Денис Песков

Эта часть исследования посвящена анализу реакции Facebook-пользователей на города Франции, в которых проводились игры Евро. Параллельно также проводился аналогичный замер и для стадионов Евро, в этих городах расположенных. Показатели этого взаимодействия брались с посвящённых им страниц Facebook. В отличие ото всех предыдущих категорий (сборные, игроки, фирмы спорттоваров), на этих страницах своё отношение можно выражать двумя способами: традиционным "лайком" и регистрацией своего пребывания ("Been"). Во время изучения предыдущего Евро-2012 учитывались только лайки, поставленные четырём аренам чемпионата. В этот раз исследованием были охвачены не только все стадионы, но и все города. Более того, в качестве контрольной группы дополнительно собирались данные для 5 городов, рассматривавшихся оргкомитетом в качестве вариантов места проведения, но в итоге отвергнутые в пользу финальных десяти (стадион Парижа и стадион его пригорода Сен-Дени я учитывал как один город). Также собиралась статистика для трёх стадионов из этих городов. Помимо этого были проведены замеры для Facebook страницы Франции как страны.

Чем могли бы быть полезны собранные цифры? Основных вопросов у меня было два, и они связаны с осмыслением значимости мега-событий для мест проведения. И тут важнее именно чек-ины (отметка о посещении конкретного места -"Been"). Как коррелируют посещаемости города и стадиона? Насколько разнится посещаемость городов, где событие происходило, с теми, куда чемпионат не доехал? С помощью этого вспомогательного исследования я хочу пролить дополнительный свет на вопросы о пользе проведения мега-событий.

Для чистоты эксперимента, в отличие от Евро-2012, замеры брались не только в начале и конце турнирного месяца, но и по окончании спортивных событий в каждом конкретном городе, т.к. число игр в них разнилось от 4 до 7. Этой мерой я постарался сохранить максимальную синхронизацию с предполагавшимся потоком болельщиков.

Результаты
Сразу скажу, что интерпретация данных по этому направлению представляет собой самую сложную часть исследования. Не в последнюю очередь причиной тому является неоднородность FB-страничек городов и стадионов. Во многих случаях их несколько и при этом ни одна из них не официальная. Некоторые "мёртвые", т.е. не обновляются/не модерируются годами — и даже в этом случае болельщики лайкали и чекинились на них. Т.к. через SPSS собранный массив данных я прогонять не собираюсь, выкладываю данные как есть, — кому интересно, милости просим поковыряться на предмет обнаружения каких-то скрытых зависимостей. Я же ограничусь беглым анализом закономерностей, заметных невооружённым взглядом. Благо, т.к. такой срез проводился впервые, интересно всё. Да и ответы на основные вопросы можно получить и посредством первого приближения.

Likes vs. Been
Люди лайкают города и стадионы НА ПОРЯДОК меньше, чем чекинятся. Причина тут, полагаю, в психологии: мало кто увидит, что вам понравился г. Ланс, но зато все заметят, если вы там зачекинились — так устроен Facebook, так устроены люди. В процентном соотношении по городам рост чекинов в среднем в 3 раза обгонял лайки.

Относительно корреляции посещения города и его стадиона что-то однозначно сказать сложно. Так, общие данные выглядят похоже лишь в Лилле.

Выборка vs. Контрольная группа
Города-организаторы выступили ЗАМЕТНО лучше городов, обойдённых в праве проведения: в 1,5-2 раза в среднем, если сравнивать сопоставимые по изначальным показателям нас. пункты. Неудачники за месяц прибавили от 11 000 до 32 000 чекинов, задействованные города — от 16 000 до 91 000. Париж, стоящий особняком, и вероятно, должный быть вообще исключённым из анализа ввиду своей особенности, набрал за месяц под 800 000.

Как и следовало предполагать, стадионы, не задействованные в Евро, вызвали практически нулевой интерес у публики.

Также заметно, что чекины и лайки значительно сократились, как только в городе заканчивались игры. У стадионов они и вовсе почти не прибавлялись (если же таковое случалось, то, полагаю, за счёт того, что люди с запозданием выкладывали фотки, на которых и помечали своё местонахождение). Избежали этого падения интереса к себе лишь города, интересные туристам и вне футбола: Бордо, Ницца, Тулуза, Лион. Сент-Этьен и Ланс, как видно и по их показателям до Евро, туристически малопривлекательны. (NB: статистика чекинов сент-этьенского стадиона несколько сомнительна. Подозреваю, что я ошибся, вводя данные. Впрочем, она мало что даёт).

Итого в сухом остатке.
Да, FB отражает наплыв людей в города и стадионы. Города вне чемпионата посещаются заметно меньше. Отражает он и их отток: после окончания мероприятий люди их стремительно покидают. Признанных туристических центров это едва касается. Связь между посещаемостью городов и расположенных в них стадионов заметна: после окончания игр арены становятся никому не интересными.

Предыдущий пост исследования