Мир согласно Google MXV: 103 года со дня рождения Амриты Шер-Гил

автор: Денис Песков


Амриту Шер-Гил иногда называют индийской Фридой Кало. Она — самая дорогая художница Индии. Ее имя входит в список Девяти Мастеров, чьи работы были объявлены достоянием национальной культуры.
"Первая и самая известная женщина-художник Индии ХХ века, Амрита Шер-Гил один раз записала в своем дневнике такие слова: «Европа принадлежит Пикассо, Матиссу, Браку и многим другим. Индия принадлежит только мне»…"

Ранние работы Шер-Гил, часто сравнимые с картинами Фриды, наполнены сексуальностью и нерастраченной страстью. В произведениях индийской художницы соединяются старинные традиции индийской культуры (живопись времён Великих Моголов, пещер Аджанты) и западноевропейский авангардизм предвоенного поколения.

Что: 103 года со дня рождения Амриты Шер-Гил
Появление: 30.1.2016
Страна: Аргентина, Чили, Ирландия, Индия, Индонезия, Израиль, Япония, Казахстан, Кения, Литва, Перу, Португалия, Сербия, Сингапур, Словения

Класс: Культура, Искусство
Представляет собой: Аллюзию на картину героини "Три девушки"

Число лайков в Facebook: 2 380
Вступайте в группы Фейсбук и ВКонтакте, чтобы следить за дудлами 😉
Амрита Шер-Гил (Amrita Sher-Gil; 30 января 1913, Будапешт, Австро-Венгрия — 5 декабря 1941, Лахор, Британская Индия) — индийская художница.
Автопортрет
Художница родилась 30 января 1913 года в Будапеште (Венгрия) в семье Умрао Сингха Шер-Гил Маджитхья — сикхского аристократа и преподавателя санскрита и персидского языка — и Марии-Антуанетты Готтесманн — венгерской еврейки, оперной певицы. У Амриты была еще младшая сестра Индира (ее сын Виван Сундарам, тоже художник, несколько лет назад представлял в Лондоне фотоколлажи, посвященные жизни и живописи Амриты Шер-Гил).
Детство Амриты прошло в Венгрии. В 1921 году семья переехала в Саммер Хилл, Шимла. Вскорости девочка начала учиться игре на пианино и скрипке и к девяти годам вместе с сестрой уже давала концерты и участвовала в театральных постановках. Рисовала она с пяти лет, серьезно учиться этому мастерству начала с восьми.
В 1923 ее мать познакомилась с итальянским скульптором, жившим там же в Шимле. Годом спустя она последовала за ним в Италию, взяв с собой Амриту, и отдала дочь в Santa Anunciata — флорентийскую Школу Искусств. Именно там Амрита познакомилась с работами итальянских мастеров. Но обучение продлилось недолго — в том же году девочка вернулась в Индию. Однако в возрасте шестнадцати лет Амрита снова оказалась в Европе, в Париже, изучая европейских художников. Большое влияние на нее оказали ее учитель Люсьен Симон и группа друзей (и любовников), таких как Борис Таслицкий.
В ее ранних работах отчетливо видно влияние западной школы. Венгерские мотивы тоже присутствуют. В 1932 году она закончила свою первую значительную работу — "Юные девушки", на которой изобразила свою сестру Индиру с ее подругой. Благодаря этой и еще одной работе ("Спящая") ее приняли с парижский Grand Salon, и она стала единственной представительницей Азии, к тому же самой молодой, удостоенной этой чести.
К 1934 году ее начало преследовать неотступное и настойчивое желание вернуться на родину. Амрита чувствовала, что ее путь как художницы лежит именно в Индии. Она начала вновь открывать для себя традиции индийского искусства, и этот процесс продолжался всю ее жизнь. По настоянию критика и собирателя картин Карла Кхандалавала в 1936 году Шер-Гил отправилась в путешествие по стране в поисках своих корней. Наибольшее впечатление на девушку произвели школы Мугхал и Пахари, а также пещерная живопись в Аджанте.
В 1937, путешествуя по Южной Индии, она создает свою знаменитую трилогию: "Туалет невесты", "Брахмачари" и "Крестьяне Южной Индии" — в которой находит отражение не только ее чувство цвета, но и вИдение индийских реалий — нередко основным мотивом ее картин становятся бедность и отчаяние. Теперь наконец она нашла свою "художественную миссию", как сама она признавала, — отражать жизнь своего народа в живописи.
Шер-Гил вышла замуж за своего венгерского кузена, доктора Виктора Эгана, в 1938 году. В сентябре 1941 они переехали в Лахор — тогда еще главный культурный и художественный центр страны (ныне — территория Пакистана). Помимо работы, которую она не оставляла, оборудовав в доме студию, Амрита была известна — как и Фрида, кстати — своими многочисленными романами с представителями обоих полов. В том же году, накануне открытия ее первой персональной выставки, Шер-Гил тяжело заболела и впала в кому. Около полуночи 6 декабря ее не стало. Истинная причина смерти так и осталась загадкой. В качестве одной из версий выдвигалось предположение о неудачном аборте. Правительство Индии объявило работы художницы культурным достоянием нации, большая их часть находится в Национальной Галерее Современного Искусства в Дели. Одну из дорог в Дели назвали в честь Амриты Шер-Гил. А ее картина "Женщины с холма" изображена на почтовой марке, выпущенной в 1978 году.