Мир согласно Google 873: 78 лет со дня рождения Роберта Муга

автор: Денис Песков

И.-С. Бах и «Звёздные войны», Yes и Beastie Boys, фанк и диско — что может быть у них общего? Правильно: звук синтезаторов Роберта Муга!

В возрасте 14 лет Роберт Муг собрал свой первый электронный инструмент — терменвокс, изобретателем которого был российский физик Лев Термен. А в 1970 году на рынки вышел его первый компактный синтезатор "Мини-Муг".

Впервые внимание музыкантов Роберт Муг и его изобретение привлекли в 1968 году, когда появился альбом переложений музыки Иоганна Себастьяна Баха, которые на аналоговом синтезаторе Муга исполнял Венди Карлос.Этот диск имел большой успех, получил премию Grammy и сделал имя Муга известным всем. Вскоре синтезаторами Муга увлеклись ведущие рок-группы того времени — "Битлз", "Роллинг стоунз" и "Дорз".

Несмотря на то, что аналоговые "Муги" теперь можно найти только в музеях и у коллекционеров, их цифровые потомки широко используются современными музыкантами в самых разных жанрах.

Что: 78 лет со дня рождения Роберта Муга
Появление: 23.5.2012
Страна: Весь мир
Класс: Культура, Музыка, Изобретение
Представляет собой: Интерактивный дудл-игра. Логотип вписан в панельуправления синтезатора Муга. Предлагается поиграть на нём (здесь). Есть возможности калибровки звучания, записи музыки и функция "поделиться"
Число лайков в Facebook: 5 273

Вступайте в группы Фейсбук и ВКонтакте, чтобы следить за дудлами 😉
Роберт Артур Муг (или Моуг; англ. Robert Arthur Moog; 23 мая, 1934 — 21 августа, 2005) — американский изобретатель, предприниматель, пионер электронной музыки, известен как создатель синтезатора Муга.
Фонд Боба Муга
Сайт компаний MoogMusic

Схема управления дудлом
Роберт Артур Муг родился в Нью-Йорке, в семье с немецкими корнями в 1934 году. Увлекшись в детстве инженерным делом и акустикой, при всемерном содействии отца, Роберт уже собрал собственный терменвокс. В 19 лет Роберт основал собственную компанию R. A. Moog Co и начал продавать терменвоксы в виде DIY-конструкторов, а в начале 1960-х стал выпускать и модульные синтезаторы собственного изобретения.

Так увлечение переросло в призвание, и в 30 лет Муг стал разработчиком первого коммерчески успешного аналогового синтезатора, который создал вместе с изобретателем и композитором Гербертом Дойчем. В середине 1960-х синтезаторы уже появились на рынке, но именно инструмент Муга привлек широкое внимание представителей музыкальной индустрии и самих исполнителей. Произошло это после того, как синтезатор был представлен на международном поп-фестивале в Монтрё в 1967 году.

Первыми клиентами Муга стали Мик Джаггер, The Beatles и Sun Ra, но коммерческий прорыв произошел после выхода в 1968 г. альбома композитора Венди Карлос Switched-On Bach, на котором девушка буквально по кусочкам собрала произведения Баха, исполнив их на синтезаторе Муга. Год спустя альбом получил аж три «Грэмми», а Карлос, сделав несколько ценных указаний по улучшению функциональности и чувствительности синтезатора самому инженеру, профессионально занялась сочинением электронной музыки, в том числе к знаменитым фильмам Стенли Кубрика «Заводной апельсин» и «Сияние» и к культовой киберпанковой картине «Трон».

Тем временем изобретением Муга заинтересовался Кит Эмерсон из Emerson, Lake & Palmer. Благодаря Эмерсону появился портативный вариант синтезатора — знаменитый Minimoog, звук которого стал отличительной чертой большей части прогрессив-рока. Лучшие прогрессив-рокеры, экспериментаторы-электронщики, фанкеры, а затем и музыканты new wave активно использовали синтезаторы Муга; среди них Yes, Tangerine Dream, Pink Floyd, Devo, Rush, Pete Townshend, George Harrison, Ray Manzarek, Bernie Worrell, Stevie Wonder… Не обошли его вниманием и джазовые и джаз-роковые музыканты — Joe Zawinul, Chick Corea, Herbie Hancock. Невозможно себе представить без синтезаторов Муга музыку таких известных электронщиков, как Isao Tomita, Ryuichi Sakamoto, Jean Michel Jarre, Vangelis.

В 1974 популярности синтезатору Муга добавили экспериментаторы из Германии — Kraftwerk, записав свой знаменитый альбом Autobahn, где использовали сразу целый ряд различных вариантов разработок Роберта Муга. Примерно в то же время итальянский продюсер Джорджио Мородер взял «муги» себе на вооружение: целая эпоха музыки в стиле «диско» неотделима от узнаваемого фирменного звука этих аппаратов. В 1980-е звук минимуга стал ассоциироваться с хип-хопом Западного побережья США и техно — продюсеры с удовольствием извлекали «научно-фантастические» звуки из аппаратуры. Затем, в начале 90-х, инструменты Муга пережили ренессанс благодаря Beastie Boys и Dr. Dre.

Роберт Муг удостоился двух премий «Грэмми» — Grammy Trustees Award от Национальной академии звукозаписи за вклад в развитие музыкальных технологий и Technical Grammy Award за создание синтезатора Minimoog. Также имеет он почетную докторскую степень Музыкального колледжа Беркли. В 2004 году вышел документальный фильм о Роберте Муге — Moog. C того же года, сначала в Нью-Йорке, а затем в Эшвиле, где Муг жил последние 30 лет, проходит популярный фестиваль электронной музыки Moogfest.