Брендинг международных аэропортов

автор: Денис Песков

Брендинг международных аэропортов. Денис Песков. (с) 2011.

Введение

Вот уже на протяжении многих лет брендинг мест и территорий становится все более заметным. Начиная с 2000-х по этому предмету, на Западе называемому собирательно “destination branding”, стали выходить исследования, пособия и учебники. Направление, находящееся на стыке туризма, маркетинга и государственного управления, привлекает внимание как таких известных гуру традиционного корпоративного маркетинга и PR как Филипп Котлер, так и госчиновников.  И это неудивительно: удачно улучшая имидж и инфраструктуру определенного города, исторической области или целой страны, можно добиться серьезного увеличения потока туристов, оживления деловой активности, притока инвестиций, а также решить множество пропагандистских целей.

Государства и правительства все больше и больше перенимают опыт и ноу-хау в области позиционирования и брендинга у частных компаний и маркетинговых агентств. На это тратятся миллиарды и каждая мелочь теперь важна.

Как театр начинается с вешалки, так и для миллионов иностранных гостей страна начинается с международного аэропорта. Вполне предсказуемо, подстраиваясь под все увеличивающийся пассажиропоток, они сейчас переделываются и улучшаются. Но я обратил внимание и на такую интересную, как мне кажется, тенденцию (тренд) как присвоение им ярких, запоминающихся имен со смыслом.

Тренд этот, как я вижу, набирает обороты, и теперь открытие нового аэропорта с именем в честь соседнего села невероятная редкость. Наоборот, присваиваются имена лучших сынов и дочерей страны, великих лидеров и т.п. Более того, старые эпо- и топонимы сейчас заменяются на более выигрышные, как например аэропорт Будапешта Ферихедь, который  в марте 2011 стал им. Ференца Листа.

Сначала я решил рассмотреть мир в целом и ситуацию по отдельным его составляющим: обе Америки, Азию и Океанию, Африку и Европу. Эта, возможно несколько общая информация, позволит нам взглянуть на сложившуюся ситуацию и отметить некоторые региональные отличия. Как я выяснил, 54% всех международных аэропортов Земли имеют имя, а не просто название типа “Аэропорт Иркутска”. Эти «собственные» имена можно разделить еще на почти десяток весьма интересных подгрупп.

Затем я взглянул на ТОП-30 аэропортов по объемам международного пассажирооборота, — то есть аэропорты, очевидно наиболее известные туристам.

Интересным углом рассмотрения мне показалась и статистика по названиям столичных аэропортов. Не всегда являясь самыми загруженными воздушными воротами страны, они, тем не менее, наиболее политически «заряженные». Мое исследование показало, что 74%  столичных аэропортов имеют собственные имена. Это гораздо выше среднего показателя по планете, а их названия часто подразумевают большие амбиции властей или являются концентрированным выражением пропагандируемого или реально существующего национального характера (например, аэропорт Улан-Батора в Монголии носит имя Чингис – хана).

Для более предметного изучения собственно мест особенно притягательных для туристов, я отдельно рассмотрел ситуацию с названиями аэропортов 100 наиболее посещаемых городов мира. Однако, так как эти города были выбраны на основании общих пассажирских потоков, без разделения на подгруппы – обычные путешественники и отдыхающие, бизнес- туристы, мигранты – то в качестве дополнения я специально выполнил подсчеты для самых посещаемых туристических достопримечательностей мира, взглянув тем самым на то, какое внимание брендингу аэропортов уделяется там.

Все данные способы рассмотрения собранного мною массива данных позволяют взглянуть на исследуемый вопрос с самых разных точек зрения. Что особенно интересует меня, это то, какие конкретно имена принимаются в качестве официальных.

Критерии отбора стран и аэропортов. Деление на эпо- и топонимические группы.

В своем исследованием я рассматривал подлинно международные аэропорты независимых стран планеты. То есть я не принимал в расчет аэропорты международные только по статусу, а не по факту. Все исследуемые аэропорты действительно принимают рейсы из независимых зарубежных стран, а не просто могут делать это в теории или когда-то в прошлом осуществляли подобную деятельность.

Я также намеренно не стал учитывать аэропорты зависимых территорий, заморских департаментов и прочих несамостоятельных государственных образований. Замечу, что подобная принципиальность в какой-то мере должна сказаться на представленности некоторых популярных туристических направлений, определенная часть которых находится в зависимых территориях, особенно на островах. Однако я рассчитываю, что мой отдельный анализ рейтингов популярных туристических направлений вполне учтет основную массу туристического пассажиропотока.

Все названия актуальны на 2011 год, прежние названия, сколь бы многозначительными они не были, я не учитывал. Также в своем исследовании я игнорировал то, как местные жители продолжают называть свой аэропорт (Копенгаген — Каструп, Вена – Швехат, Буэнос Айрес – Эзеиза), чтобы сохранить фокус на имидже, направленном на новых, посторонних посетителей страны/аэропорта.

Оставшиеся аэропорты и составили тот массив, который я тщательно исследовал. При первом приближении я разделил их на обладающих каким-то персональным названием и без оного. В качестве иллюстрации: Paris – Charles de Gaulle Airport и Paris – Orly Airport относятся к первой группе, а Международный аэропорт Дублина – нет.

Отобранные я разделил еще на девять смысловых групп.

1. Политики и государственные деятели.

Название категории говорит само за себя. Она включает в себя глав государств, правительств, членов парламентов и лидеров партий. Сюда же я отнес и военных, потому что в подавляющем большинстве случаев, удостоенные увековечивания военные и военно-морские офицеры, генералы и адмиралы и т.д., неотъемлемо были связаны в той или иной мере с политической жизнью своих стран. Излишне напоминать о том, насколько это верно для Латинской Америки, что и подтвердило исследование. Гейдар Алиев и Беназир Бхутто, Леопольд Седар Сенгор и Джулиус Ньерере, Джон Ф. Кеннеди и Джордж Буш Ст., Ататюрк и Лех Валенса дали свои имена аэропортам Баку, Исламабада, Дакара, Дар-эс-Салама, Нью-Йорка, Хьюстона, Стамбула и Гданьска.

2. Люди неба.

Эта поэтическая категория включает в себя в основном пилотов (военных и гражданских), а также всех тех, кто как-то был причастен к распространению воздухоплавания. Последние обычно были энтузиастами создания того или иного конкретного аэропорта, или были его управляющими. Сюда относятся О'Хара (Чикаго, США), Джексон (Порт-Морсби, Папуа-Новая Гвинея).

3. Исторические фигуры, события

Симон Боливар (Каракас, Венесуэла), Чингис-хан (Улан-Батор, Монголия) и король зулусов Чака (Дурбан, ЮАР) хотя и были в значительной мере политиками в современном понимании этого слова, все же остаются больше историческими фигурами, и потому я выделил их и им подобных в отдельную группу. Сюда же я отнес исторические события наподобии «Праздника 4 Февраля» в Анголе (День начала вооруженной борьбы с колонизаторами в 1961) и Карфаген. Действительно, главный аэропорт Туниса носит имя давно погибшей торговой империи, чья одноименная столица находится сейчас на территории города Туниса.

4. Деятели культуры

Поэты, художники, писатели, музыканты, прославившие свои отчизны, составляют эту группу. Назову лишь некоторых: Федерико Феллини (Римини, Италия), Джон Леннон (Ливерпуль, Великобритания), Фредерик Шопен (Варшава, Польша).

5. Общественные деятели

Эта немногочисленная группа включает адвокатов, инженеров, врачей, учителей, журналистов. В частности,  я отнес сюда международный аэропорт греческого острова Кос, названный в честь, вероятно, самого известного врача в мире – Гиппократа – родившегося там ок. 460 г до н.э.

6. Деятели науки

Ученые самых разных областей знания, удостоенные «персонального» аэропорта: Аристарх Самосский (Самос, Греция), Галиллео Галлилей (Пиза, Италия), Никола Тесла (Белград, Сербия) и другие.

7. Топонимы

Одна из крупных категорий. Огромное количество объектов, расположенных по соседству с аэропортами, дало им названия: деревни, поместья, районы городов, исторические области и регионы, острова и даже водопад (Пуэрто Игуасу, Аргентина).

8. Мифология и религия

Герои эпосов и мифов, церковные иерархи и святые и тому подобные названия составляют данную группу. В честь киргизского эпоса Манаса назван столичный аэропорт Бишкека; Св. Франциск Асизский и Св. Апостол Павел были отмечены в именах аэропортов Перуджи (Италия) и Охрида (Македония).

9. Прочее

Эта категория содержит все остальные названия, неподходящие под имеющиеся группы. Футболист Джордж Бест (Белфаст, Великобритания), народность минангкабау (Паданг, Индонезия) и понятие «свобода» (Ньюарк, США) – одни из примеров, послужившие названиями аэропортов этой категории.

Аэропорты мира

Table 1

Названия аэропортов мира
Table 2

Все девять категорий имен присутствуют в данной, самой большой выборке, рассматривающей общемировую ситуацию. В некоторых из выборок, которые мы рассмотрим в дальнейшем, столь полное присутствие встречается далеко не всегда.

Global overview

Топонимы занимают первое место (44%), а Политики идут на втором (30%). Как я выяснил, эта ситуация является классической: практически во всех выборках они возглавляют все рейтинги, изредка меняясь местами. Отрыв этого дуэта от остальных категорий, как правило, значителен. Нарушение данной иерархии какой-то третьей категорией явление исключительное, и оно всегда будет мною дополнительно освещаться.

Люди неба (7%) занимают третью строчку по миру, и это их место, как правило, всегда будет оставаться за ними, несмотря на то, что есть государства, где такая категория является либо единственной (Перу), либо доминантной (Румыния).

Исторические фигуры и события и Деятели культуры занимают 4 и 5 места с 6 и 5 процентами соответственно.

Замыкают рейтинг четыре группы с минимальными значениями: Мифология и религия (3%), Общественные деятели (2%), Деятели науки (2%) и Прочее (1%). Доля первой из них могла бы быть больше, если б я, например, включил в нее некоторые иранские аэропорты. Однако при ближайшем рассмотрении духовные лидеры Исламской республики все же в первую очередь политики.

Как можно прокомментировать сложившуюся картину с названиями? Очевидно, что главный заказчик строительства таких дорогостоящих и статусных объектов — государство – руководствуется собственной логикой при выборе названий. Когда государство считает, что аэропорт достоин имени более изощренного, чем топоним, то оно всерьез решает использовать представившуюся площадку для пропаганды. Именно этим мы можем объяснить значительную долю категорий Политики и гос.деятели и Исторические фигуры/события среди всех не-Топонимов. То, что, как мы увидим дальше, данный расклад в общих чертах повторяется и в различных частях света, скорее всего, говорит о том, что образ мышления государства-заказчика одинаков повсеместно.

Люди неба – это видимо неизбежная аберрация, которой в какой-то мере вторят футбольные стадионы, названные в честь футболистов. Хотя и менее ресурсоемкие объекты, стадионы все же относительно редко называются в честь тех, для кого они, собственно, и строятся. Куда чаще их названия также используются для пропаганды (например, главный стадион СССР – им. В.И. Ленина, нынешние московские «Лужники»). Но совсем не называть аэропорт или стадион в честь людей его эксплуатирующих, похоже, невозможно.

Безусловно, в рамках данного исследования невозможно было копать достаточно глубоко, чтобы выяснить подлинные причины выбора того или иного названия. Здесь я мог только интерпретировать полученные данные, однако даже поверхностное знакомство с названиями иногда позволяло увидеть, что за многими из них стоят серьезные дебаты – официальные и общественные. Как мы увидим далее, с выбором имени дебаты нельзя считать оконченными , ибо переименования –  неотъемлемая часть жизни воздушных гаваней.

Более детально и с более показательными конкретными примерами я рассмотрел текущую ситуацию с существующими названиями в отдельных описаниях групп континентов. Я разделили массив данных по географическому признаку на четыре группы частей света: Америки (Северная и Южная), Европа, Азия (плюс Австралия и Океания) и Африка.

Америки

Americas

Группа американских стран является одной из самых благодарных для изучения, потому что аэропорты с названиями составляют тут самое большое число среди всех изучаемых групп (72%). Это также единственная группа, в которой топонимы (24%) не являются самой большой категорией. «Политики» имеют подавляющее большинство – 45%, чему не в последней мере серьезно поспособствовали многочисленные республики Латинской Америки. Феномен воздухоплавания, очевидно, произвел на Новый Свет очень сильное впечатление, что привело к значительному выдвижению группы «Люди неба» (13%) – тоже самый большой показатель среди всех континентов. Остальные категории не получили особого распространения, хотя среди них и встретились весьма примечательные экземпляры. Интересно, что хотя этот континент один из наиболее религиозных, мне удалось насчитать лишь три примера, которые можно отнести к разделу «Мифология, религия» (2%).

Всевозможные президенты, министры и губернаторы оказались сильно повлияли на отвечающих за наречение аэропортов этой группы. Особенное усердие проявила Бразилия, где 60% названо в честь политиков, а отнюдь не футболистов. К слову, и значительное количество футбольных стадионов в Бразилии названо в честь политиков. Приближается к этому показателю Мексика – 53%. Тем не менее, из всего этого огромного числа чиновников широкой публике что-то скажут лишь имена президентов США Джорджа Буша-Старшего (Хьюстон, США), Джона Кеннеди (Нью-Йорк, США) и Рональда Рейгана (округ Арлингтон, штат Вирджиния, США). Как я полагал, названия в этой категории должны были быть особенно уязвимы перед переименованиями, ведь Латинская Америка знаменита переворотами и хунтами. Однако, мне удалось найти лишь одно подтверждение этому – аэропорт столицы Парагвая Ассуньсьона раньше назывался в честь диктатора А. Стресснера, а теперь он носит имя парагвайского пилота и пионера авиации Сильвио Петтиросси.

Как я уже говорил выше, «Люди неба» — очень популярная категория. 13% — это ровно вдвое больше, чем в среднем по миру, и почти в три раза больше, чем этот же показатель в Европе, одной из колыбелей воздухоплавания. Однако из международных аэропортов США только 4 названы в честь пилотов (из которых самый известный это упоминавшийся в начале чикагский О’Хара). Наиболее часто цитируемые в качестве успешных изобретателей воздухоплавания братья Райт удостоены на родине в США лишь авиабазы ВВС в исследовании неучтенной. Прямо противоположная ситуация в Перу: все три международных аэропорта страны названы в честь летчиков.

Из известных топонимов, использованных в качестве имен для аэропортов обязательно надо отметить природные чудеса света, привлекающие ежегодно миллионы туристов. Это Ниагарский водопад в Америке (город Баффало) и водопад Игуасу (Фос-ду-Игуасу, Бразилия), а также гигантский национальный парк Йосемити, который дал название аэропорту калифорнийского Фресно (США). Неплохой пример для России, но об этом я расскажу дальше.

Где-то перекликается с этим категория «Мифология и религия», ведь столичный аэропорт Боготы (Колумбия) напоминает туристам, что они на пороге в загадочное «Эль Дорадо», а аэропорт гватемальского города Флорес своим названием подсказывает, что вы находитесь в самом сердце «Mundo Maya» («Мира майя»). Религиозность Латинской Америки, в частности, проявилась в удовлетворении инициативы, шедший от низов, о переименовании аэропорта Маракайбо (Венесуэла) в честь почитаемой местной святой, которую в народе прозывают «Ла Чинита».

Единственным представителем мира науки стал бразильский социолог и антрополог Жилберту де Меллу Фрере, удостоенный такой чести в своем родном Ресифе. Лишь в 2001 году его имя потеснило уже существовавшее на тот момент – Гуарарапес (историческая битва, произошедшая в окрестностях Ресифи). Этот прецедент – не единственный в Бразилии. В 1999 аэропорт Рио-де-Жанейро Галеан, названный в честь топонима, добавил к своему имени имя «Антонью Карлуш Жобим» в честь самого известного бразильского композитора, певца и музыканта (ему принадлежит, в частности, «Девушка из Ипанемы»).

«Деятели культуры» хоть и не являются многочисленной категорией, однако этот недостаток они компенсируют громкостью и звездностью: джаз-легенда Луис Армстронг (Новый Орлеан, США), культовый актер вестернов Джон Уэйн (округ Ориндж, штат Калифорния, США) и, возможно, кинозвезда Мария Монтес (Барахона, Доминиканская Республика).

Турбулентная история Нового Света, особенно его южной части, достаточно адекватно отражена в названиях аэропортов. Главный аэропорт Каракаса (Венесуэла) назван в честь «Освободителя Америки» Симона Боливара. Именем его сподвижника Антонио Сукре назван аэропорт столицы Эквадора – Кито. Почитаемые в латиноамериканском мире Хосе Марти и Аугусто Сандино увековечены соответственно в Гаване (Куба) и Манагуа (Никарагуа), а аэропорт столицы Гаити Порт-о-Пренс зовется именем Туссен-Лувертюра. Но не только персоналии, но и исторические события могут быть обнаружены в этом списке как, например, уже упоминавшаяся бразильская битва.

В заключение я бы хотел сказать, что помимо уже упоминавшегося «Мира майя», лишь один международный аэропорт Нового Света отдает должное аборигенному населению. Это парагвайский «Гуарани» (Сьюдад-дель-Эсте), названный по имени индейского народа, проживающего в Парагвае и сопредельных странах.

Европа

Europe

Европа дала 37% от исследуемого мирового объема, что является самым большим вкладом. Из 372 европейских аэропортов 47% имеют название, отвечающее заданным критериям исследования. Основной отличительной особенностью данной категории является доминирование топонимических названий, составляющих почти две трети от общего числа (62%). Надо отметить, что на удивление большое число топонимов Европы является исключительно удачно названными с точки зрения их туристической привлекательности. Хотя значительное число топонимов, как и на других контенентах, здесь составляют местные объекты, мало что говорящие чужаку, тем не менее Европе повезло с тем, что названия некоторых географических и исторических областей являются частью мирового литературного и культурного наследия. Очевидно, что европейцы решили использовать предоставившиеся в связи с этим возможности, и в некоторых случаях весьма удачно.

Заряженные позитивными ассоциациями и смыслами, Долина Луары (Тур, Франция), Лазурный Берег (Ницца, Франция), Прованс (Марсель, Франция), Голубой Дунай (Линц, Австрия), Коста дель Соль (Малага, Испания) и Коста Смеральда (Ольбия, Италия) ласкают слух и заранее настраивают на великолепные впечатления. Атлантика (Нант, Франция), Пиренеи (По, Франция), Средиземноморье (Монпелье, Франция), Бретань (Брест, Франция) и Каппадокия (Невшехир, Турция) хоть и являются менее поэтическими названиями, тем не менее тоже прекрасно выполняют работу по переносу пассажира из просто географического пространства в более символичное поле. Симптоматичным мне кажется то, что страны, где эти аэропорты расположены, относятся к наиболее популярным и всесторонне развитым в туристическом отношении.

Европа также уникальна тем, что вторая по популярности в мире категория «Политики» (7%) отодвинута на третье место, опережая лишь с минимальным отрывом от «Людей неба» (5%) и «Исторических фигур» (6%). Оттеснили же их «Деятели культуры» (10%) – новость, которая несомненно удовлетворит всех европейцев. Исключительное культурное богатство Старого света позволило ему не отыскивать с трудом, а выбирать из целых созвездий фигур мирового значения: Моцарт (Зальцбург, Австрия), Верди (Парма, Италия), Шопен (Варшава, Польша), Лист (Будапешт, Венгрия), Сент-Экзюпери (Лион, Франция), Караваджо (Бергамо, Италия), Беллини (Катания, Италия), Гарсия Лорка (Гранада, Испания), Феллини (Римини, Италия), Джон Леннон (Ливерпуль, Великобритания). И это не упоминая деятелей культуры, более известных только на родине (или узкому кругу специалистов в мире).

«Смещенные» политики и со своего третьего места смотрятся весьма солидно. Ататюрк (Стамбул, Турция), Шарль Де Голль (Париж, Франция), а также польские Лех Валенса (Гданьск) и движение «Солидарность» (Шецин) прекрасно иллюстрируют бурную новейшую сторию континента.

Совсем не уступают им в серьезности и авторитете, а подчас и затмевают их «Исторические фигуры». Ведь это и Наполеон Бонапарт (Аяччо, Франция), и Константин Великий (Ниш, Сербия), и Александр Великий (одновременно Кавала, Греция и Скопье, Македония.* См. раздел «Столицы»). В этой же категории можно найти путешественников Марко Поло (Венеция, Италия) и Колумба (Генуя, Италия), а также русского министра иностранных дел (1816-22), ставшего первым правителем независимой Греции (1827-31) – И.А. Каподистрия (Корфу, Греция).

Из, узнаваемых в основном лишь местными, «людей неба» можно отметить пионера авиации немца Отто Лилиенталя (Берлин-Тегель, Германия) и первую в мире женщину-военного пилота Сабиху Гёкчен (она, кстати, приемная дочь Ататюрка) (Стамбул, Турция).

Категория «Деятели науки» также богата талантами: Тесла (Белград, Сербия), Да Винчи (Рим, Италия), Коперник (Вроцлав, Польша), Галиллей (Пиза, Италия) и Маркони (Болонья, Италия), если требуется назвать лишь несколько.

Христианская культура Европы нашла широкое отражение в категории «Мифология, Религия»: Франциск Асизский (Перуджа, Италия), Апостол Павел (Охрид, Македония) и Иоанн Павел II (Краков, Польша). Его мирское имя Кароль Войтыла также было увековечено в названии аэропорта итальянского Бари. Забавно, что в эту же группу попал и легендарный Робин Гуд (Донкастер-Шеффилд, Великобритания).

Из «Общественных деятелей» упоминания достойны легендарный врач Гиппократ (Кос, Греция) и не менее легендарная Мать Тереза (Тирана, Албания). Это очень сильный ход для этой небольшой страны. Мало кто подозревает о том, что родившаяся в Скопье (современная Македония), проработавшая почти всю свою долгую жизнь в монашеском ордене в Индии и имеющая вполне обычное европейское имя католическая блаженная имеет что-то общего с одной из самых малоизвестных мусульманских стран Европы.

Спортсмены олимпионик Диагор (Родос, Греция) и футболист Джордж Бест (Белфаст, Великобритания) стали единственными членами категории «Прочее».

Можно сказать, что когда есть малейшая возможность, европейцы стараются использовать всемирно известных людей (и территории) для названий аэропортов. Ввиду недостатка или отсутствия таковых они, не особо колеблясь, задействуют не очень известных локальных героев, или предъявляют права на персонажей, чья связь с ними не всем и не всегда очевидна (Мать Тереза и Албания, Александр Великий[1] и Македония).



[1] Надо отметить, что данный монарх в мире более известен как «Великий». Более распространенный у нас вариант «Македонский», который должен делать его связь с бывшей югославской республикой более очевидной, используется куда как реже.

Азия и Океания

Asia

Азия и Океания разочаровали. Увы, таинственный Восток является самой «анонимной» частью этого исследования. Лишь 46% аэропортов обладают названием отличным от имени населенного пункта, где они расположены. Особых сюрпризов этот континент не таит: дуэт групп-лидеров вполне традиционен – топонимы (47%) и «Политики» (32%). Следом плотно идут сразу три группы: «Люди неба» (6%), «Исторические деятели» (6%) и непривычно значительная «Мифология и религия» (5%). Категории «Деятели культуры», «Общественные деятели» и «Прочее» представлены минимально, а «Деятели науки» отсутствуют вовсе.

Не смотря на свою многочисленность единственным известным широкому кругу людей топонимом скорее всего будет лишь камбоджийский аэропорт Сиемреап Ангкор. Политический же спектр, однако, куда как колоритнее. Помимо прочих сюда вошли столь узнаваемые американцами и европейцами фигуры как Беназир Бхутто (Исламабад, Пакистан), Индира (Дели, Индия) и Раджив Ганди (Хайдерабад, Индия), Сукарно (Джакарта, Индонезия), Имам Хомейни (Тегеран, Иран) и Сапармурат Туркменбаши (Ашгабат, Туркменистан), Бен Гурион (Тель-Авив, Израиль) и Рафик Хайрири (Бейрут, Ливан).

Из «Исторических деятелей» внимания, безусловно, заслуживает монгольский аэропорт Чингис – Хан (Улан-Батор). Аэропорты Индонезии прославляют многочисленных султанов и авиаторов, Ирана – шахидов, героев Ирано-Иракской войны, а 100% аэропортов Саудовской Аравии названы в честь членов правящей династии. Из оригинальных названий я бы еще отметил тайский «Суварнабхуми» (Бангкок) – «Золотая Страна» на санскрите[1], кыргызский «Манас» (аэропорт Бишкека назван в честь народного эпического сказания) и индонезийский Паданг, названный в честь народности минангкабау, населяющей данный регион. Интересно, что одни из самых развитых стран региона – Китай и Япония – почти не используют никаких имен, кроме топонимов, хотя без сомнения, они обладают значительным потенциалом имен мирового значения. Вообще, удивительно, что ни Китай, ни КНДР не используют названий явно пропагандистского характера. Единственное явное политически и идеологически заряженное название встретилось лишь в США (в группе Америки) в имени аэропорта Ньюарка, штат Нью-Джерси – «Свобода».



[1] Это поэтическое название в 2006 году пожаловал новому главному аэропорту Тайланда лично король Пхумипон Адульядет (Рама IX).

Африка

Africa

Африканский континент стоит по уровню «персонализации» аэропортов на втором месте после Америк в моем исследовании – 56% обладают особым названием (61 из 109). Как ни странно, все эти случаи умещаются всего в три категории. Традиционными лидерами являются «политики» и «топонимы», набравшие по 51% и 39% каждый, а замыкают тройку «исторические фигуры и события» (10%).

Это единственная группа стран, где политики занимают такую большую долю. Рискну преположить, что это явление – производное относительно недолгой истории современных африканских государств. Эти страны просто не успели обрести значимых фигур в науке и культуре, а спортсменов мирового класса, которых в Африке с избытком, по-видимому, не считают достойными увековечивания.

С другой стороны африканский континент печально известен свой истинно вулканической политической активностью, поэтому даже некоторым сюрпризом стало то, что ни один аэропорт не назван в честь какого-либо действующего одиозного лидера. Из 14 (!) «демократически избранных» африканских лидеров XX-XXI веков, прослуживших своим народам непрерывно на протяжении от 30 (!) лет лишь двое удостоились подобной чести – тунисец Хабиб Бургиба (прав. 1957-1987) и ивуариец Феликс Уфуэ-Буаньи (прав. 1959-1993). Хотя надо сказать, что в честь президентов, занимавших свои посты более скромное количество времени, аэропорты все-таки называются. В их числе Джулиус Ньерере (Дар-эс-Салам, Танзания), Джомо Кениатта (Найроби, Кения), Леопольд Седар Сенгор (Дакар, Сенегал).

Третья категория небольшая, но показательная. Африку южнее Сахары представляют короли XVIII века Шака (Дурбан, ЮАР) и Мошвешве I (Масеру, Лесото). Страны Магриба обратились к более ранней истории. Именем Древнего Карфагена назван аэропорт столицы Туниса, где его руины и располагаются. В честь великого путешественника Средневековья Ибн-Баттуты (1304-1377) весьма удачно назван аэропорт его родного Танжера в Марокко.

Бурная история континента отразилась не только в персоналях, но и событиях. Столичный аэропорт Луанды назван в честь 4 февраля, даты начала вооруженного восстания против португальских колонизаторов, а небольшой аэропорт г. Сетиф в Алжире — в честь 8 мая 1945 года. Однако посвящен он не победе во Второй Мировой войне, где на стороне французов участвовали тысячи алжирцев, а восстанию, в которое празднование этой победы вылилось.  

Из топонимов интереса заслуживает только танзанийский международный аэропорт Килиманджаро, обслуживающий целый кластер туристических достопримечательностей: одноименный вулкан, национальные парки Аруша и Серенгети и гигантский кратер Нгоронгоро.

Продолжение, заключение и про Россию — тут.